Про семью

М. Лангер. «Семья»

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много семейной работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

“Какая хорошая это семья!”

 

«Проблемы воспитания. Общение детей с родителями»

Консультация для родителей

«Проблемы воспитания. Общение детей с родителями»

Уж эти эмоции…

Подготовила воспитатель СП «Детский сад «Берёзка» Ивановская Н.И.

Наблюдая за детьми и родителями, я задался вопросом: почему общение с собственными детьми взрослый человек почти не представляет без раздражения, досады и гнева?

А ведь и в самом деле, эмоции — наше чуть ли не единственное воспитательное средство. И в моих конфликтах с сыном начиналось все с возмущения или досады — опять что-то не так. Я пытался сдержаться: создавать в себе ровное эмоциональное состояние, находить убедительные слова, но… Его отрешенный вид, скучающие глаза рождали желание пробиться к нему сквозь невидимую разделяющую нас стену. И я начинал говорить долго и много. То громко, то почти кричал, то тихо, но с «эмоциями» в голосе. И быстро срывался, и с болью — надоело! — приказывал немедленно сесть за уроки, немедленно прекратить грубить, немедленно переделаться. Сын садился за уроки, переставал грубить. Начинал переделываться. Но в движениях его сквозили отчаяние, отчужденность и скука. И даже когда наступал видимый мир, в каждом из нас оставалась напряженность. В нем — ожесточение, во мне — тревожное ожидание, что все повторится снова…

—Вам нужно осознать причины, рождающие в вас раздражение и досаду, — дали мне совет психологи. — Начните наблюдать за своими эмоциями: наблюдать, что — бы их понять.

Я последовал этому совету. Первое, что открылось, — это моя обида. Обида на сына. Обида за растраченные даром усилия, за потерянное время, за мои напрасные старания. Обида, которая возникала каждый раз, едва я сталкивался с неубранной посудой, с замечаниями от учителей в дневнике, с грубостью и упрямством сына. Ведь все зря! И мои распоряжения, и мои назидательные беседы с ним, и мной организуемые дела. И поэтому обидно… А сын, выходит, обидчик?!

Как-то, возвращаясь домой, я встретил во дворе соседа. Мы разговорились. Он спросил, как сын. Я ответил, что так, нормально…

—       Вы его наказываете?

—       К сожалению… С кем этого не бывает?..

—Будьте помягче. Валентина Ивановна, знаете, старушка из второго подъезда, говорила с ним. Он немного рассказал ей про свои беды…

Жаловался! Меня словно обожгло. Соседи знают! Стыд — пронзительное чувство — ворвался в сердце. Пока шел несколько минут до двери своей квартиры, пережил не одну бурю гневного возмущения поступком сына. Вот сейчас я ему! Я готовился к разговору с сыном. И вдруг остановил сам себя. Что я делаю! Мысленно — пусть пока мысленно, но уже вымещаю на сыне обиду за чувство стыда, пережитого мною. В чем же дело?

Вспомнились фразы, сказанные сыну в разное время: «Какими глазами я буду смотреть на людей?», «Надень что-нибудь поприличней — не один ведь идешь, с нами…» Еще вспоминал. Вызывают в школу, — значит, нужно выбрать время, когда в коридорах не будет детей, не будет десятков испытующих глаз. Товарищу по работе пришло строгое письмо из школы — хорошо, что не мне… А вот теперь он кому-то проболтался о наших неурядицах…

Выходит, я прежде всего хочу, чтобы мой престиж не был поколеблен из-за каких-то проступков сына. И если из-за него обо мне пока не говорят плохо, значит, все в порядке. А уж если заговорили… Получается, мною руководят эмоции собственного престижа? А как у других родителей? Оказалось, довольно часто примерно так же. Мама гордится дочерью, а на мой вопрос, что больше всего из школьных предметов девочка любит, не может дать определенного ответа.

— Что же вас радует — содержание успеха, дочери или сам успех?

И мама теряется, молчит.

— Часто ли вы разговариваете с дочерью о ее делах?

— Редко…

— Что же тогда вас заботит: становление личности, о котором вы не знаете, или признание успехов дочери людьми, которое она, а благодаря ей и вы получаете?

Мама молчит и, понимая, в чем дело, тяжело вздыхает.

Однако понять свои ошибки — это лишь начало пути. Дальше надо было прежде всего делать себя другим. Не сразу я понял, что в таком становлении, как и во всякой иной работе, может быть своя система. И тогда установил один день недели — день полной свободы от назиданий, упреков, давления, раздражения.

На неделе у нас появился особый день — день радости, день прощения любого проступка, день дружеского общения. В этот день сыну было особенно хорошо и свободно со мной. А что может быть большим счастьем для ребенка, чем быть со взрослым и чувствовать себя свободным! Быть вне контроля, быть самим собой! В этот день присутствует только спокойное, ясное сознание. Сознание необходимости быть аккуратным, правдивым, чистым, деятельным — и для сына или дочери, и для самих взрослых. Это и есть основа подлинной требовательности, А если что-то не получается, взрослый без лишних слов и без единой негативной эмоции приходит ребенку на помощь.

«Одеяло я сложил, а дальше сам… Кастрюлю я почистил, а остальное ты сам… Принцип решения задачи мы с тобой установили, теперь действуй сам» и т. д.

Может так оказаться, что в первые дни помощь взрослого будет нужна во всем и в значительных объемах. Но со временем останется главное — «сам». Внутренним стимулом для взрослого будет вера в ребенка, вера в его возможности. Это центральный момент истинной требовательности — вера в другого человека. Ты можешь сам, в тебе скрыты большие силы… Ты сделаешь…

И тогда ребенок потянется к взрослому, потому что увидит в его словах, в его поступках веру в себя, другого.

Думается, проблема воспитания во многом заключается в проблеме общения. Общения, в котором реальной воспитывающей Силой становятся такие свойства взрослого, как чистота собственных поступков, искренняя открытость перед сыном или дочерью и спокойное, уважительное к ним отношение.

 

«Я не умею»

Самооценка многое определяет в нашей жизни — уверенность в своих силах, в своей ценности, выбор какого то дела, ориентировку на возможность успеха, само принятие или непринятие удачи и неудачи и отношение к ним. Самооценка как бы организует мир, в котором мы живем, — одни предметы делает доступными, нужными, необходимыми, а другие — недоступными, чуждыми, бесполезными, лишенными ценности для человека. Самооценка регулирует желания и чувства, на ее основе переживаются победы и поражения, ставятся новые цели.

С первого дня ребенок попадает в систему оценок — родители сравнивают и оценивают его с другими детьми и с собой: похож — не похож, больше — меньше (сначала в весе, росте, а потом и в темпе развития). Каждый день появляются новые оценки и сравнения, которые постепенно усложняют отношения с ребенком.

Очень часто, оценивая действия своих детей, родители ориентируются на свое собственное представление о возможностях ребенка, а не на его реальные успехи и неудачи. Обидные слова — «глупый», «неумеха», «растяпа» — так и сыплются на голову маленького человека. «Давай, лучше я сделаю», — родители торопятся, экономят секунды и минуты. А ребенок свыкается с мыслью о том, что обойдутся без него, что он не умеет, что он только мешает взрослым. Так формируется заниженная самооценка — ребенок недооценивает свои реальные возможности взаимодействия со взрослыми, стремится выбрать такое дело, где ему нет  необходимости вступать в новые отношения с окружающим миром. Словно броня, заниженная самооценка предохраняет ребенка от усилий по освоению нового. Младший школьник с заниженной самооценкой настолько бывает уже уверен в своей тупости, глупости, неспособности, что сама ситуация усвоения нового материала вызывает у него страх. О каких учебных успехах тут может идти речь? Истоки заниженной самооценки в небрежных оценках взрослыми действий маленького ребенка, снижающих его интерес к любым нормам совместной деятельности со взрослыми. Без этой совместной деятельности для него нет, и не может быть, возможности развития.

Трехлетний ребенок, который избегает участия в общей со взрослыми работе, уже встретился с такими препятствиями; это первые симптомы заниженной самооценки — неуверенность в отношениях со взрослыми в ситуациях совместных действий, можно сказать — отсутствие положительной ориентировки на действия взрослого. Подлинное психическое развитие ребенка возможно и реально осуществляется там, где постоянно сохраняется ценность сотрудничества со взрослыми.

Оценивая себя и других людей, ребенок основывается на мнении взрослых. Любой наблюдательный человек не раз слышал, как маленький ребенок обращается к себе словами и интонацией взрослых. Очень долгое время он смотрит на мир и на самого себя глазами взрослого. Оценка взрослого, данная самому ребенку, становится на долгое время его самооценкой.

Доброжелательность к другим людям, уверенность в своих силах приходят к ребенку с адекватной или нормальной самооценкой, когда он оценивает свои возможности вполне реально в соответствии со своими достижениями. Ребенок с нормальной самооценкой иначе, чем ребенок с заниженной самооценкой, относится к своим успехам и неудачам, иначе оценивает возможности и реальное сотрудничество со взрослыми и сверстниками — он ориентирован на его продолжение, неудача при этом не является непреодолимым препятствием. Нормальная самооценка помогает ребенку строить реальные, доступные ему отношения с другими людьми. Это способствует их дальнейшему усложнению и совершенствованию — основе психического развития.

Завышенная самооценка, т. е. переоценка ребенком своих возможностей, тоже рождается из общения со взрослыми, которые не научили растущего человека критически относиться к причинам своих успехов и неудач, Завышенная самооценка зачастую приводит к трудностям в совместной деятельности ребенка и взрослого, так как ребенок становится как бы невосприимчив к усвоению новых для него действий: «Я уже умею сам, мне не надо учиться». Трудности общения с такими детьми определяются необходимостью обоснования для них причин успехов и неудач, чтобы они выступили для них как результат собственных усилий ребенка, а не каких-то посторонних сил.

Совместная деятельность ребенка и взрослого — это не только усвоение разнообразных действий, умений, навыков, это и формирование их отношения к себе, того отношения, которое в дальнейшем будет определять восприятие ими окружающего мира и себя в нем, — самооценки.

 

Стиль общения

В воспитании ребенка огромную, можно сказать, определяющую роль играет стиль общения с ним взрослого. И все начинается, хотят этого родители или нет, с первых дней жизни малыша. Воспитание-общение начинается с прикосновений. Ребенок умеет воспринимать окружающий мир и чувствовать с самого рождения.

Если в течение первого года жизни ребенок получает много ласки, у него возникают приятные переживания, вырабатывается чувство безопасности и уверенности — его первичная эмоциональная установка будет положительной, Это значит, ребенок будет расти спокойным, веселым и покладистым, встречать мир открытой улыбкой уверенного человека. Если же ребенка мало ласкали, если движения матери были резкими и грубыми и малыш видел ее напряженное, злое лицо, он не сможет чувствовать себя защищенным и счастливым в этом мире. Душевная тревога станет усиливаться — первичная эмоциональная установка будет отрицательной. Если мать ласкова и весела с ребенком, то ребенок привыкает быть веселым и ласковым, потому что видит, как это делается, и подражает такому поведению. И наоборот, если ребенок наблюдает злость, раздражение, грубость, он с большой леностью будет воспринимать эту манеру поведения — его научили, пусть невольно, как сердиться и как грубить.

Если мама резка с дочкой, кричит на нее, говорит «в форме приказа», то бессмысленно надеяться вырастить «нежную, кроткую, ласковую девушку». Скорее всего, девочка вырастет агрессивной и грубоватой, потому что у нее была возможность этому научиться. И когда она сама станет мамой, то стиль ее поведения в материнстве, скорее всего, будет повторять тот, который она наблюдала, пока росла. Так бывает чаще всего: материнский стиль поведения воспроизводится дочерью, он был ей примером, на нем она училась. Правда, у девочки может сложиться и другой вариант поведения —противоположный тому, с которым познакомилась в детстве. И если первый — «как мама» — воспроизводится невольно, то второй — «не стану, как мама», — обычно результат волевого решения, своего рода внутреннего «декрета». Но отправная точка при этом одна и та же — мама.

СЕМЬ РОДИТЕЛЬСКИХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ О МОРОЗНОЙ ПОГОДЕ

СЕМЬ  РОДИТЕЛЬСКИХ   ЗАБЛУЖДЕНИЙ О  МОРОЗНОЙ  ПОГОДЕ

Подготовила  воспитатель структурного подразделения «Детский сад «Березка»  Зудина Т.Ю.

1.  Многие считают, что ребенка надо одевать теплее.

Дети, которых кутают, увы, чаще болеют. Движения сами по себе согревают организм, и помощь «ста одежек» излишняя. В организме нарушается теплообмен, и в результате он перегревается. Тогда достаточно даже легкого сквозняка, чтобы простыть.

  1. Многие считают: чтобы удерживать тепло, одежда должна плотно прилегать к телу. Парадоксально, но самое надежное средство от холода – воздух. Оказывается, чтобы лучше защищаться от низкой температуры, надо создать вокруг тела воздушную прослойку. Для этого подойдет теплая, но достаточно просторная одежда. А обувь такая, в которой большой палец может легко двигаться внутри.
  2. Многие считают: если малышу холодно, он обязательно об этом сообщит. Жировая прослойка под кожей ребенка очень мала, система терморегуляции сформировалась не до конца. Ребенок может не сразу заметить свои ощущения. И не возите ребенка продолжительное время в коляске или санках. Ведь он не движется – он отдан в объятия мороза.
  3. Многие считают, что зимой вполне достаточно погулять часок.

На этот счет нет строгих правил. Все зависит от закаленности ребенка и уличной температуры. Опасные спутники зимнего воздуха – высокая влажность и ветер. Дети лучше переносят холод, если их покормить перед прогулкой – особенное тепло дает пища, богатая углеводами и жирами. Поэтому лучше выйти погулять сразу после еды.

  1. Многие считают: раз ребенок замерз, нужно как можно быстрее согреть его. Согреть нужно, но не в «пожарном порядке». Например, если прижать замерзшие пальчики ребенка к батарее или подставить их под струю горячей воды – беды не миновать. Резкий контраст температур может вызвать сильную боль в переохлажденном участке тела, или, хуже того, нарушение работы сердца. Просто переоденьте ребенка в теплое, сухое белье, укройте одеялом, сделайте ему негорячую ванну – пусть поплавает.
  2. Многие считают, что простуженный ребенок не должен гулять.

Если температура у малыша не повышена, прогулки нужны обязательно! Держать больного ребенка неделями в квартире – не лучший выход. Наверное, вы замечали, что на свежем воздухе даже насморк как будто отступает, нос прочищается, начинает дышать. Ничего, если будет и морозец. Следите, чтобы ребенок не дышал ртом и не вспотел, чтобы его не продуло ветром, не позволяйте ему много двигаться.

  1. Многие считают: беда, если у ребенка замерзли уши. Анатомическое строение детского уха таково, что просвет евстахиевых труб гораздо шире, чем у взрослого. Даже при легком насморке жидкие выделения из носа через носоглотку легко туда затекают, неся с собой инфекцию. Чаще всего именно из-за этого возникают отиты, а не из-за того, что «застудили» уши. Позаботьтесь поплотнее закрыть шею и затылок ребенка – именно здесь происходит наибольшая потеря тепла.