Консультация: «Приобретение раннего детства. Малыш начинает играть»

Консультация для родителей: «Приобретение раннего детства. Малыш начинает играть»

Подготовила воспитатель СП «Детский сад «Берёзка» Ивановская Н.И.

Среди игрушек, которые вы даете малышу, есть куклы, мишки, клоуны, зайцы, есть игрушечная мебель, посуда и т.п. Строго говоря, поначалу это игрушки только для вас — ребенок относится к ним, как к любым другим предметам. Занятия его с игрушками в начале второго года довольно примитивны. Может показаться,что малыш баюкает куклу, укладывает ее спать. Но нет — просто он повторяет за взрослыми действия, показанные ему. Ничего он пока не хочетизобразить. На другие игрушки действия эти не переносятся — если мама показала, как баюкают зайца, еедочка баюкать мишку «не додумается».

Но уже скоро, примерно с 1 года3 месяцев, малыши начинают  выполнятьв игре не только те действия, которыеим показали взрослые, но и те, которые они наблюдали сами: они наряжаются, причесываются, прижимают к себе куклу, целуют ее. Появляется много новых игр: дети моют куклу, заставляют ее прыгать с дивана, скатываются с горки, идут с ней гулять.

В то же время ребенок начинаетизображать различные действия, реально их не выполняя. Он «ест» изпустой чашки, «пишет» палочкой на столе, «читает». Вот девочка, наблюдая, как взрослые в кастрюле варят кашу, берет эмалированную кружку, ставит ее на стул и начинает мешать чайнойложкой в пустой кружке, точнее, постукивает ложкой по дну, поднимаяи опуская ее, потом постукивает ложкой по краю кружки так же, как это делает взрослый, чтобы стряхнуть остатки каши.

А вот «читающий ребенок» — когда находит книжку (любую: записную, толстую детскую книгу, тетрадь — словом, всякое подобие книги, со страницами), полуоткрывает ее, начинает перелистывать страницы и произносит массу нечленораздельных звуков. Со временем это начинает обозначаться словом «читать»…

После полутора лет в дополнение к сюжетным игрушкам дети начинают привлекать всевозможные предметы, делая из них «заместителей», «дублеров» отсутствующих. Малыш моет куклу. Необходимо мыло, а его нет. Куском мыла может стать кубик, катушка, камешек. Чем покормить мишку? Опять же годится камешек, костяное колечко, деталь из строительного набора. Палочкой, карандашом измеряют температуру (это «заместители» градусника)… Главное — чтобы предметом «дублером» можно было действовать так же, как реальным, а сходства в цвете, форме, величине пока не требуется.

Примерно в то же время, когда появляются предметы дублеры», детиначинают изображать в своих играхдействия конкретного взрослого человека. Конечно, до развернутого исполнения роли взрослого в игре еще далеко, и все-таки это уже не просто изображение отдельного действия, которое наблюдал малыш (на это он былспособен и раньше, когда «варил кашу», «читал»). Вот мальчик усаживает плюшевого зайца на газету, прикрывает ему грудь другим куском газеты, как салфеткой, и берет в руки прутик от метелки. На вопрос: «Что ты делаешь?» — отвечает:         «Боя пиикмахел» (Боря — парикмахер) — и водитпрутиком по голове и ушам зайца —стрижет его… Вот девочка моет дверьтряпочкой и кубиком (это у неё мыло), потом объявляет: «Аня — Маруся». Марусей зовут уборщицу, и маленькая Аня называет себя ее именем,потому что, начав играть, узнает в своих действиях действие взрослого человека.

Игры малышей становятся все более самостоятельными, но вы будете помнить, что ваша помощь, ваш интерес к игре, ваши указания остаются совершенно необходимыми.

Время от времени спрашивайте:  «Покажи, пожалуйста, что ты сделал», «А кудаже ты едешь?» Если малыш хочет васпосвятить в свою игру — откликнетесь обязательно. Не только одобрите или похвалите его, но и задайте вопрос, который побудил бы малыша усложнить игру, сделать ее более длительной, интересной. Время от времени и сами принимайте участие в игре ребенка, чтобы поддержать интерес к ней, подсказать, как ещё можно поиграть той илииной игрушкой. Например, вы напомните, что куклу, прежде чем укладывать спать, надо умыть, что молокопьют из чашки, а не из тарелки, что вчай кукле надо положить сахар (разумеется, воображаемый).

При этом вы не будете навязывать малышу готовую игру — это отобьет у него охоту играть. Вы постараетесь лишь усложнить ту, в которую он играет, разнообразить ее, сделать более сосредоточенной, последовательной. Пусть малыш учится доводить начатую игру до конца, преодолевать небольшие препятствия, которые по ходу игры могут возникнуть. И мы уж не говорим о том, что нельзя чрезмерно опекать ребенка и засыпать его постоянными указаниями: «Нельзя так, сделай вот так», «Ты не умеешь, давай я тебе сделаю».

Позаботитесь вы и о том, чтобы среди игрушек, которыми располагаетваш малыш, было достаточно таких, с помощью которых он может изображать те действия взрослых, которыеон видит, — куклы с различными предметами для игры с ними (посуда, мебель, лоскуты, кукольная одежда), игрушечные звери и птицы, наборы игрушечных орудий и инструментов (например, наборы типа «Доктор Айболит»).

С карандашом, глиной, кубиками.

С того момента, как вы дали малышукарандаш и бумагу, он, подражая действиям взрослых, начал манипулировать с ними. Проводя карандашом побумаге, он заметил, что карандаш оставляет след. Так возникают каракули.

Если вы будете сохранять плоды «рисовальной деятельности» своего ребенка, то через несколько лет перед вами предстанет поучительная картина того, как постепенно развертывается его способность изображать то,что он видит.

Малыш достаточно быстро понимает, что карандаш предназначен для нанесения линий, и совершенствуется именно в умении употреблять его. Самые первые каракули представляют собой прерывающиеся, слегка закругленные, с одинаковым слабым нажимом линии. Но постепенно движенияребенка становятся все более точными, а вместе с тем становятся более разнообразными и каракули, которыеон наносит на бумагу. Теперь малышначинает разглядывать их, сосредоточивать свое внимание на них. Одни каракули нравятся ему больше, другие — меньше.

Изображают ли что-нибудь каракули малыша? Увы, в них мы напрасностали бы искать то, что можно назватьизображением. Он просто чертит каракули — и доволен этим…

Перелом наступает тогда, когда малыш начинает связывать некоторые из своих каракулей с каким-то предметомили человеком. В бессмысленных сочетаниях линий для него вдруг неожиданно проступает изображение предмета. Эта новая возможность так привлекательна для ребенка, что он, энергично нанося штрихи, начинает напряженно ждать того момента, когда что-нибудь у него «нарисуется». Он узнает предмет в таких сочетаниях линий, которые имеют с этим предметом отдаленное сходство. В поисках сходства он увлекается настолько, что в одном «рисунке» видит сразу два изображения: «Окно…нет, это комод», «Дяденька… нет, барабан… Дяденька играет на барабане».

Но все это только подступы к изображению предметов. Мы можем считать, что оно началось с того момента, когда малыш заявит нам, что он собирается нарисовать вот то-то и то-то. Учтите, что, заявляя это («Нарисую дядю… солнышко… зайчика…»), ребенок, собственно, вовсе не намеревается изображать сам предмет (этоему еще не под силу) — на бумаге возникает графический образ, который он привык соотносить с этим предметом, но совершенно не имеющий порой, как мы уже отметили, сходствас ним. Недоумевать по этому поводу не следует и не следует думать, чтоваш малыш такой неспособный к рисованию. Это закономерный этап, который ребенок должен миновать. Он будет все меньше и меньше удовлетворяться своим рисунком (нарисовал,а что нарисовал, и сам не помнит),осознавать, что и взрослые не понимают, что же он изобразил. Поэтому онначнет применять доступные ему графические образы для изображения только тех предметов, которые имеют заметное сходство с ними.

«Творческий замысел» в рисовании решительно побеждает не сразу.До самого конца раннего детства можно наблюдать причудливое сочетаниенамеренности и случайности. Вот мальчик увлекся игрой с красками. Мажетбумагу и пытается осознать результат: «О! Тлава (трава). Сейчас по нейпойдет Кила (брат Кирилл)». Рисует головонога. Ставит красочные точки; по всему полю листа: «Это будут птички! Сейчас еще что-нибудь получится!»

Видя, с каким увлечением малыши рисуют, мы порой не отдаем себе отчета в том, что рисование по замыслу — вещь для них сложная, требующая  немалых усилий. Ведь надо поставитьцель, выполнить рисунок, следя приэтом за тем, чтобы получалось именното, что задумал. Не удивительно, что творческие порывы будут сменяться отказом даже закончить то, что начал.

Бывает, что при отсутствии помощи; и поддержки взрослого дети надолго задерживаются на стадии узнавания каракулей, доводя свои рисунки до своеобразного совершенства, создавая: очень сложные сочетания линий, каждый раз новые. Вот мальчик, который так и не мог научиться рисовать по замыслу до пяти лет (пока не пошел в детский сад). Всякий раз, садясь рисовать, он говорил: «Сейчас посмотрим, что получится», — в какой-то момент причудливое сплетение линий вызывало у него некий образ, он давал рисунку название, дополнял его. Но в некоторых своих каракулях он, сколько ни напрягался, увидеть ничего не мог; тогда он с огорчением констатировал: «Ничего не получилось».

Поэтому вывод может быть один: мало дать ребенку бумагу, карандаши, краски. Мало научить его «технике» рисования — как держать карандаш, как проводить линии. Мало даже способствовать развитию его восприятия, научая различать формы, цвета, размеры. Надо еще обращать внимание на то, как складываются у малыша именно графические образы предметов, помогать ему накапливать запас этих образов, показывая, как нарисовать дорожку или мячик, солнышко или елочку.

Сказанное в значительной степени относится и к лепке, которой дети с удовольствием занимаются уже на третьем году жизни. Дайте своему малышу пластилин, глину, познакомьте его со свойствами этих материалов, с тем, как можно обращаться с ними. Важно, чтобы «техника» работы с материалом не становилась самоцелью. Когда вы показываете, что глина хорошо раскатывается, и учите малыша, оторвав кусочек, раскатать его, то он должен вместе с тем понимать, что он делает палочку. Сплющивают кусочек глины для того, чтобы получить блин. Скатывают — и выходит шарик. После этого можно приступить к лепке знакомых малышу предметов, не слишком — сложных, — моркови, куклы-неваляшки (состоящей из двух различных по величине шариков), лесенки (две длинные палочки и короткие перекладины между ними), грибка (толстая палочка и шляпка-блин). Перед тем как малыши начнут лепить, пусть хорошенько осмотрят то, что они собираются изобразить.

Конструирование в раннем детстве в основном выражается в разнообразных строительных играх. Уже в начале второго года малыш должен получить в свое распоряжение кубики и кирпичики (чем больше их размер, тем лучше), в дальнейшем ассортимент этот должен стать более разнообразным, включать в себя пластинки          и трехгранные призмы, цилиндры и бочонки, строительные детали разных размеров и форм.

И здесь родительская задача состоит в том, чтобы направить деятельность малыша. Сначала ему доступны совсем простые постройки: башняиз 3—4 кубиков, дорожка. Потом он с вашей помощью, научится строить дом, складывать машину, гараж длянее, стол и стулья, диван и кровать, ворота.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *