Подготовила
Воспитатель группы « Светлячок» Николаевой Н.П.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма – вот главная цель сотрудников детского сада.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год:
- Утренняя гимнастика (ежедневно в течении)
- Гимнастика после сна (ежедневно в течении)
- Физкультурные занятия (3 раза в неделю)
- Проветривание (перед, после сна)
- Пальчиковая гимнастика (3 раза в неделю)
- Витаминизация: соки, напитки, сиропы ( ежедневно)
- Профилактические прививки.
- Закаливание солнцем, водой (в летний период)
- Профилактика осанки детей (ежедневно)
- Физкультминутки (ежедневно)
- Подвижные игры (ежедневно)
- Прогулки (в теплое время года)
Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считается невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется создание здоровье сохраняющей среды в условиях детского сада. Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ созданы следующие условия:
- спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;
- имеется музыкальный зал;
- кабинет медицинского работника.
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой, музыкальным руководителем, психологом.
Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья. Основными из них являются:
- подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики,
- для организации игр между образовательными деятельностями оборудование физкультурного уголка;
- организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
- оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.
Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности:
- Утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня,
- Образовательная деятельность по физической культуре в зале и на воздухе.
Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей.
Много профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний в осеннее-зимний период проводит и медицинская сестра детского сада. Сюда входит поддержание чистоты, дезинфекция в период вспышки ОРВИ, проветривание спален перед сном и проветривание групп.
Для обеспечения здоровья, разумеется, важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние костно-мышечного аппарата и т.д. Но главные “киты”, на которых держатся жизнь и здоровье человека, это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма. Из этого следует сделать вывод: вся система физического воспитания в детском саду должна быть, прежде всего, ориентирована на развитие и совершенствование сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма. Основным же средством этого развития являются движения.
В ДОУ оздоровительным мероприятиям отводится одно из главных мест:
- воспитание с детства разумного отношения к здоровью, правильный режим дня;
- рациональное, сбалансированное питание;
- оптимальная двигательная активность, физическая культура;
- закаливание – адаптация организма к различным условиям окружающей среды;
- профилактическая работа (полоскание рта отварами трав, чесночно-лимонный настой и т.д.); здоровьесберегающие технологии и общеоздоровительные мероприятия.
- самостоятельная физкультурная образовательная деятельность.
Модификация этих занятий могут быть самыми разнообразными, здесь нет предела творчеству воспитателей.
Планирование “Дней здоровья” в детском саду поможет вырастить детей здоровыми, выносливыми, физически подготовленными ко второй ступени в жизни ребенка т.е. к поступлению в первый класс.
К закаливанию часто болеющих детей надо подходить очень осторожно. Но ни в коем случае нельзя вообще лишать ослабленного ребёнка закаливания, так как именно ему оно, прежде всего, необходимо для здоровья.