Подготовил педагог-психолог СП «Детский сад «Берёзка» Хабибулина Х.Х.
С первых дней посещения детского сада ребенок неустанно познает мир, в котором он живет. В начале пути это позволяет ему войти в мир, привыкнуть к нему; затем постепенно, но активно постигать накопленный до него опыт человечества; наконец, став взрослым, внести свой позитивный вклад в обогащение этого мира.
Дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.
Как сказал Альберт Эйнштейн – «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию. Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении.
Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей, а также с освоением простейших форм наглядно-образного мышления.
Картина мира у каждого человека складывается благодаря наличию и функционированию психических познавательных процессов. Они отражают воздействие окружающей действительности в сознании людей.
Работая по образовательной программе ДОУ, задачи по направлениям «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» мы решаем, учитывая, актуальность проблемы развития познавательных и речевых способностей каждого ребенка. Для развития данных способностей мы используем современные технологии, такие как:
- Здоровье сберегающие образовательные технологии;
- Проектная деятельность;
- Развитие исследовательских умений;
- Технология проблемного обучения;
- Технология ИКТ.
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Они могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Метод проекта является совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.
Метод проекта, как одна из личностно-ориентированных технологий, позволяет развивать творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний у детей, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольника, развивает у ребенка определенные реализуемые программой знания, умения и навыки. Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.
Уже в 3-4 летнем возрасте активность и неутомляемость детей возрастает, проявляясь в постоянной готовности к деятельности. Формируется способность к целеполаганию: он может более чётко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.
У детей 4-5 лет активно развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, которая проявляется в любознательности и любопытстве ребёнка и позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Большим шагом вперёд является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации. Продолжает активно развиваться фантазирование. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребёнка будет способствовать его познавательному развитию.
Принципы проектной деятельности:
- принцип интеграциипозволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой.
- принцип деятельности и интерактивностипредоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.
- принцип научностиподразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.
- принцип природосообразности позволяет учитывать психо-физиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;
- принцип партнерствасвязан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Чем меньше ребенок, тем проще проект.
В младшем дошкольном возрасте в ходе разработки проекта мы решаем следующие задачи:
- развивать навыки вхождения детей в проблемную игровую ситуацию, здесь ведущая роль отводится педагогу;
- активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;
- формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности, т. е посильное участие в практических опытах.
Такой подход в итоге позволяет каждому ребенку:
- научиться объединять сведения из различных областей знаний на основе единого проекта;
- развить природную любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний;
- повысить уровень коммуникабельности.
В состоянии интереса ребенок всегда активен и успешен. Интерес ведет ребёнка к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для дошкольника может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов. Ребенка дошкольного возраста, у которого развит познавательный интерес, характеризует желание задавать вопросы, делать умозаключения, что становится универсальным средством получения от взрослого знаний об окружающей действительности, а также основой развития коммуникативной компетентности дошкольников. То есть, умения общаться и посредством общения решать возникающие перед ними познавательные, творческие и другие задачи.
Считаю, что данный подход к организации работы по познавательно-речевому развитию дошкольников, существенно обогащает содержание деятельности по развитию речи детей, позволяя развивать личностные субъективные качества ребенка посредством активизации мотивов общения.
Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное, ведь проект – это «игра всерьез», результаты ее значимы для детей и взрослых.
А теперь вашему вниманию представляю проект, осуществленный в старшей группе
«Давайте жить дружно!»
Информационная карта проекта
1.Полное название проекта: «Давайте жить дружно!»
2.Автор проекта (Ф.И.О): ХабибулинаХадичаХаитовна
3.Район, город, представивший проект: г.о.Новокуйбышевск
4.Адрес организации, телефон:
446219, Россия, Самарская область, г.о. Новокуйбышевск, пос. Маяк, ул.Куйбышева, д. 4; т/факс (846- 35) 3-17-66
5.Сроки проведения: 1 неделя
- Количество участников проекта: (воспитанница старшей группы, воспитатель группы, педагог-психолог)
- Возраст детей: 4-5 лет
- Вид, тип проекта: краткосрочный, познавательный
- Проблема детская: «Почему люди ссорятся?»
Проблема (взрослая): недостаточная сформированность коммуникативных навыков и форм эффективного взаимодействия детей со сверстниками в конфликтных ситуациях.
10.Цель, направление деятельности проекта: развитие коммуникативных навыков воспитанников старшей группы в различных ситуациях и саморегуляция собственных действий по отношению к себе и сверстникам.
11.Задачи:
— формировать умение понимать и оценивать чувства, эмоции и поступки других, учиться элементам саморегуляции;
— развивать эмоциональную отзывчивость;
— обогащать словарный запас, вести диалоги в ситуациях игрового общения и спорных ситуациях;
— научиться бережному эмоциональному отношению к сверстникам,
— формировать ответственность за свои поступки, уважительное отношение к окружающим и к иной точке зрения.
12.Краткое содержание проекта:
В начале 2016-2017 учебного года (после длительного летнего отдыха) в старшей группе произошла ссора из-за игры, которую дети не поделили. Одна из воспитанниц сказала: «Почему мы ссоримся?» Поэтому была поднята проблема формирования положительных взаимоотношений между детьми, что содействует вхождению ребенка в социум, взаимодействию с окружающими людьми. Реализация данного проекта способствует формированию дружеских взаимоотношений у детей группы: умение различать чувства и эмоции свои и сверстников, умение жить в коллективе, считаться с мнением других детей, адекватно оценивать себя и своих друзей, помогает усвоить нормы и правила поведения в конфликтных ситуациях.
13.Форма проведения: (индивидуальный)
14.Ожидаемые результаты
— поняла, что такое ссора
— научилась проявлять свои положительные эмоции и понимать эмоции других
— готова рассказать, как надо взаимодействовать со сверстниками в спорных ситуациях
- Продукт проекта: фото коллаж
16.Форма презентации: презентация фотоколлажа «Давайте жить дружно»
II.План проекта
Этап | Формы работы
(с наименованием) |
задачи | Срок реализации | Время в режиме | Место проведения |
1 этап | Просмотр мультфильма «Мост» | Способствовать принятие проблемной ситуации | Первый день | Свободное время после НОД | Групповое помещение |
2 этап | Обсуждение
— как можно узнать про свои эмоции и свои действия во время ссоры — как можно увидеть свои эмоции и действия в этих ситуациях — что надо делать и не делать — как рассказать другим о том, что ты узнала |
Определить цели, спланировать проект, выбрать из предложенных идей, прогнозировать результаты | Первый день | Свободное время после НОД | Групповое помещение |
3 этап | Интервью сверстников «Что я знаю о ссоре (конфликте)?» | Изучить знания о ссоре | Второй день | Во время прогулки | Беседка |
Проведение коммуникативных игр: «Кто больше знает вежливых слов», «Улыбнись, и друг с другом подружись», «Как можно…», «Пройти мостик» | Учить новые вежливые слова, тренировать свои действия, повторить приветствия | Второй день | После тихого часа | Групповое помещение | |
Участие в играх и фотографирование | |||||
Словесная игра «Правила дружбы» | Уточнить нормы эмоционального проявления | Третий день | Свободное время после НОД, | Групповое помещение | |
Элементы арттерапии: рисунок «Мир моих эмоций» | Развивать изобразительные способностей | Третий день | После тихого часа | Групповое помещение | |
4 этап
|
Создание фотоколлажа
|
Учиться создавать из фотографий новый вид | Четвертый день | Свободное время после НОД | Групповое помещение |
5 этап
|
Презентация коллажа «Давайте жить дружно» | Развивать умения рассказывать и представлять свой продукт и элементы саморегуляции собственных действий | Пятый день | Свободное время после НОД | Музыкальный зал |