Подготовила воспитатель группы «Радуга» Ивановская Н.И.
«Воспитатель сам должен быть воспитан» — это известное положение является непреложной заповедью для каждого, кто причастен к делу воспитания.
Воспитание не только наука, но и искусство, овладеть которым за короткий срок невозможно. Педагоги справедливо считают, что «учитель — тот, кто сам учится»; то же самое относится и к воспитателю: настоящим воспитателем является тот, кто постоянно учится науке и искусству воспитания, постоянно занимается самовоспитанием. Л.Н. Толстой даже утверждал, что «воспитание детей есть только самосовершенствование» воспитателей.
При этом следует помнить, что объект воспитания — ребенок непрерывно растет, развивается, год от года меняются условия воспитания и все это влечет за собой совершенно неизбежную эволюцию воспитателя, его позиции; сложные ситуации, возникающие в воспитании, требуют творческого подхода. Чтобы быть на высоте положения, родителям —: как опытным, так и особенно молодым -— важно всерьез овладевать психолого-педагогическими знаниями, неуклонно расширять и углублять их, в своих воспитательных усилиях учитывать то, что прочно вошло в основной фонд науки о воспитании.
Одно из необходимых и естественных условий семейного воспитания — любовь родителей к детям. Ф. Э. Дзержинский писал: «Любовь -—творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого». Конечно, все родители, как правило, любят своих детей. Но родительская любовь только в том случае помогает воспитывать, если она не слепая, а разумная, сочетающая уважение с требовательностью. Разумная любовь предполагает не сюсюканье с ребенком, не заласкивание и удовлетворение капризов, а подлинную заботу о его всестороннем развитии, доброжелательное общение, внимательное отношение к здоровым запросам, тактичную настойчивость в выработке полезных навыков и привычек.
Цели семейного воспитания прежде всего предусматривают укрепление здоровья ребенка, развитие умственных способностей, выработку взглядов и убеждений, соответствующих идейно-нравственным принципам нашего социалистического общества, воспитание деятельной любви к Родине, формирование общественной активности, ответственности, чувства товарищества, доброты; честности, трудолюбия. Само собой разумеется, что этим отнюдь не исчерпываются задачи воспитания растущего человека, но, имея в виду названные ориентиры, отец и мать могут целенаправленно и, следовательно, наиболее эффективно готовить своего ребенка к самостоятельной жизни и труду.
Важно лишь, чтобы семейное общение не омрачалось мелочной опекой со стороны взрослых, их назойливыми поучениями и бесконечными нотациями, которые своим однообразием мешают детям воспринимать родитель¬скую науку и часто вызывают негативную реакцию. В воспитании наиболее действенны не столько словесные упражнения, сколько реальная организация практических дел, всей жизни ребенка. Отсутствие единства слова и дела у воспитателей подрывает не только их авторитет в глазах воспитанника, но и веру в людей, их честность и добросовестность.
«Родители» и «Родина» — слова одного корня. Отец и мать для детей являются первыми и главными представителями Родины. Они приобщают их к родному языку, к родной природе, к традициям своего народа. Родите¬ли — основное связующее, звено между ребенком и Отечеством. Надо ли говорить, насколько высока и ответственна эта миссия.