Консультация для родителей «Как сформировать самостоятельность у ребенка»
Подготовил педагог-психолог СП «Детский сад «Берёзка» Хабибулина Х.Х.
В трех летнем возрасте малыш может без посторонней помощи справиться с множеством задач: развязать шнурки, надеть и снять носочки, ботиночки, рукавички, воспользоваться ложкой и вилкой. Малыш, который делает все сам, чувствует себя увереннее в обществе, он независим, а главное – уважает сам себя.
Выделяют, пять советов, как сформировать самостоятельность у ребенка:
- Терпение, выдержка и еще раз терпение!
Для формирования этого качества, от вас потребуется немало времени и желание. В наше не простое время, время суеты и скорости, мы часто не отдаем себе отчет в том, что сами быстро кормим, одеваем ребенка. Ни понимаем, что этими действиями мы лишаем ребенка самостоятельности. Да, так проще, сделать самим, зачем ждать долгое время пока малыш не умелыми еще ручками сам все сделает. Взрослым проще, быстро покормить и одеть ребенка, а потом отвести его в детский сад, чем битый час ждать, пока малыш оденется сам. Но мы не задумываемся над тем, что стоит только проморгать ключевой момент в развитии малыша, и мы лишим его инициативы, и потом вам будет очень нелегко преодолеть его пассивность.
- Не возлагайте на малыша слишком многого задач.
Не надейтесь на то, что малыш сразу же научится, быстро и умело одеваться и будет искусно, пользоваться ложкой и вилкой. Ему нужно время, действовать методом проб и, безусловно, ошибок. Он еще частенько будет надевать штанишки задом наперед или не правильно застегнет пуговицы. Не раздражайтесь, не показывайте своим видом, что вы не довольны. Это может отбить охоту ребенку и стремление учиться новому. Может сформироваться комплекс неудачника.
- Избалованность, это не любовь к ребенку.
Чрезмерная заботливость родителей и их желание оградить малыша от каких-либо усилий, мешает ребенку стать самостоятельным. Вы должны терпеливо и не по одному разу показать вашему ребенку, как правильно застегиваются пуговицы и зашнуровываются ботинки. Вместе с ребенком убирайте его комнату по вечерам, без назиданий, а с удовольствием. Тогда и ребенок усвоит о неизбежности наведения порядка. Малыш, видя ваше спокойное настроение, поймет, что и от работы можно получать удовольствие. Важен личный пример – недостаточно просто сказать: «Убери игрушки». Нужно взять трехлетнего человечка за руку и сказать: «Сейчас ты расставишь зверюшек по полочкам, а я уберу кубики в коробку». Разговаривайте с ребенком, используя, чувство юмора – во время уборки не должно быть скучно! И нужно быть последовательными. Если вы сказали ребенку: «Сначала убери комнату, и тогда потом я расскажу тебе сказку», то нужно сдержать слово.
4.Малыш должен иметь возможность принимать самостоятельные решения.
Ребенок в возрасте трех лет сам может решить, что он хочет съесть на ужин, какую рубашку сегодня надеть. Не надо подавлять его желания, давить на него в таких ситуациях – дайте ему понять, что вы считаетесь с его точкой зрения, и он почувствует себя взрослым, человеком, к мнению которого прислушиваются.
- У взрослых должны быть единые взгляды и требования.
Часто бывает, когда папа пытается научить ребенка быть самостоятельным, а бабушка или мама находит всячески причины не согласия, тем самым балует малыша. Такими действиями, взрослые полностью блокируют волю маленького человека, а у малыша все это в итоге вызовет раздражение и злость. Нужно выбрать единую позицию.